«СФЕРА» Академия ВЭД и ЛОГИСТИКИ
Налоговая декларация по НДС при импорте из ЕАЭС
Косвенные налоги в ЕАЭС- порядок применения,сроки уплаты, документы


Оглавление

1. Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров внутри ЕАЭС

2. Уплата косвенных налогов и подача налоговой декларации

3. Документы, оформляемые при отгрузке товаров из стран из Белоруссии и Казахстана и др. стран ЕАЭС

4. Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость

5. Об указании в счет-фактуре номера ДТ на товар выпущенный в Республике Беларусь

6. Правила формирования номера таможенной декларации (ДТ) в Республике Беларусь, Армении, Республике Казахстан и Кыргызской Республике и России

7. Особенности заполнения счет-фактуры при реализации товаров, ранее ввезенных в РФ и подвергшихся вторичной упаковке, в результате которой страна происхождения товаров не изменилась

8. Особенности применения НДС при договорах на переработку и лизинга в странах ЕАЭС


1. Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров внутри ЕАЭС

Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 24.05.2014 Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее Протокол 18).

При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС налогоплательщиком Союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии)  предусмотренные в пункте 4 Протокола 18 – см. далее.

Документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола 18, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные пунктом 4, не представляются с соответствующей налоговой декларацией по акцизам, если они были представлены с налоговой декларацией по НДС, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

Документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.

В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой отгрузки признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого произведены подакцизные товары.

В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов с нарушением срока, установленного настоящим пунктом, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола 18, по истечении срока, установленного настоящим пунктом, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства-члены подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, при наличии в налоговом органе одного государства-члена подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства-члена факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-членов обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

2. Уплата косвенных налогов и подача налоговой декларации

В соответствии с пунктом 26 раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг).

На основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет товаров, ввезенных на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС, могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет данных товаров.

При импорте товаров из стран – участниц ЕАЭС (Таможенного союза) НДС нужно заплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

· в котором импортированные товары были приняты к учету;

· в котором наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).

В этот же срок покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию.

Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза (КНД 1151088) утверждена Приказом Минфина России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения".

Скачать форму налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза в TIF (данный TIF-шаблон рекомендован ФНС России и размещен на сайте АО "ГНИВЦ" www.gnivc.ru)

Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 01.02.2018) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Дополнительно к налоговой декларации прикладываются подтверждающие документы.

Пример представления документов в составе налоговой отчетности. Организация ввозит в Россию товары из стран – участниц ЕАЭС (Таможенного союза).

В августе строительная организация ЗАО «СФЕРА ВЭД» импортировала в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик (производитель – белорусская организация) по договору купли-продажи. В этом же месяце погрузчик был принят к учету. НДС по ввезенному основному средству организация перечислила в бюджет 7 сентября.

Не позднее 20 сентября «СФЕРА ВЭД» должна представить в налоговую инспекцию специальную декларацию и приложить к ней:*

· заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

· договор купли-продажи, заключенный с белорусским экспортером на поставку погрузчика;

· банковскую выписку, подтверждающую уплату НДС по ввезенному погрузчику;

· транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие ввоз погрузчика в Россию;

· счета-фактуры, оформленные белорусским экспортером.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации.


3. Документы, оформляемые при отгрузке товаров из стран из Белоруссии и Казахстана и др. стран ЕАЭС

Перечень документов, предоставляемых применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов регулируется Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 24.05.2014 Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол 18).

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства-члена, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, с территории которого экспортируются товары.

В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга)) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

Документы, указанные в настоящем подпункте, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства-члена в отношении товаров, экспортированных с территории государства-члена за пределы Союза;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.

Форма перечня заявлений, порядок её заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. В РФ применяется форма утвержденная Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (ред. от 25.09.2018) «Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде».

В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства-члена вместо заявления в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

· Если товары доставляются в Россию автомобильным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована CMR-накладная, форма которой утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 23.

· К указанному документу дополнительно должна быть приложена товарная накладная ТН-2, форма которой утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192.

· Экспортер выставляет покупателю счет-фактуру в общеустановленном порядке (пп. 4 п. 8 ст. 2 Протокола). Счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена ТС при отгрузке товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством этого государства (пп. 4).

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

4. Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость

Счёт-фактура необходим в случае уплаты НДС государству. Фирмы, которые не являются плательщиками НДС, его не выставляют.

Этот документ необходимо заполнить и передать в срок, не превышающий 5 дней.

Согласно законодательству, отсчёт начинается с момента:

· получения покупателем товара;

· оплаты этих товаров.

Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137

Бланк можно сформировать как в электронном формате, так и передать на бумаге.

Если последний день для заполнения документа оказывается нерабочим, то срок переносится на ближайший будний. Получение денег в качестве предоплаты также предполагает создание соответствующего счёта-фактуры.

Существуют случаи, когда продавец может создать в конце месяца один документ на всю реализуемую продукцию, это возможно, если деятельность фирмы предполагает постоянные объёмы продаж одному покупателю. Примерами такого вида деятельности являются ежедневные поставки продуктов или реализация услуг связи.

Такой продавец составляет счёт-фактуру ежемесячно до 5 числа. Кроме этого, один бланк на несколько документов реализации можно формировать, если в течение 5 дней после первой продажи продавец оформил еще несколько документов реализации для этого покупателя.  В пятидневный срок можно выставить один счёт-фактуру.

В розничной продаже, в случае наличной оплаты, НДС  не выделяется отдельной строкой на ценниках, чеках и прочих бланках, его включают в стоимость,  создания  счёта-фактуры не требуется. При безналичной оплате счёт-фактура понадобится, но его можно оформить в одном экземпляре в конце налогового периода.

Правила и особенности заполнения счёта-фактуры в 2019 году

Правильно составленный документ – основное требование для последующего учета в целях расчёта НДС. Документ имеет определённую установленную государством форму.

Формирование счёта-фактуры делится на 2 части:

1. Составление шапки документа.

Тут необходимо указать номер документа или его исправления, номер платёжного документа, код и название валюты, в которой проходит сделка, данные о грузоотправителе и грузополучателе.

2. Заполнение табличной части.

Табличную часть заполняют информацией о товаре, его единице измерения, цене и стоимости с налогом и без него, ставке налога.

В этой части следует указать название единицы измерения товара и её код из ОКЕИ, если такая единица в классификаторе отсутствует, то ставится прочерк.

При составлении удостоверьтесь, что название товара одинаково во всех документах.


Построчно заполнение выглядит следующим образом:

· 1 — номер и дата составления документа;

· 2 — наименование компании, реализующей товар;

· 2а — адрес компании;

· 2б — код постановки на учёт;

· 3 — данные о грузоотправителе, если это продавец, ставится «он же»;

· 4 — данные о грузополучателе;

· 5 — информация о документе оплаты;

· 6 — название компании-покупателя;

· 6а — адрес компании, покупающей товар.


В таблице в пунктах с 1 по 11 необходимо указать:

· 1 — название товаров;

· 2 — единица их измерения;

· 3 — количество реализуемых товаров;

· 4 — цена, установленная продавцов, за единицу реализуемого товара;

· 5 — полученная расчётным путём стоимость без НДС;

· 6 — величина акциза;

· 7 — ставка налога;

· 8 — сумма НДС по всему объёму товара;

· 9 — стоимость с НДС;

· 10 — страна происхождения, её необходимо указывать, если товары не российского производства;

· 11 — номер декларации, полученной на таможне.

5. Об указании в счет-фактуре номера ДТ на товар выпущенный в Республике Беларусь

При оформлении Счет-фактур в электронной программе некоторые специалисты сталкиваются с вопросами оформления ряда граф и проблемой внесения номера таможенной декларации (ДТ) в форму Счет-фактуры, т.к. количество символов в ДТ из Белоруссии отлично от правил в РФ. Рассмотрим варианты:

Вариант 1:

В Счет-фактуре  в  РФ, в графе 11 «Номер таможенной декларации» - можно указать номер таможенной декларации РБ, но так как он содержит меньше знаков,  а в России номер ДТ  - 23 знака (включая «слеш», пример формата номера ДТ (ГТД) в РФ: хххххххх/хххххх/ххххххх), то перед номером ДТ из РБ - можно поставить недостающие символы, например нули, чтоб не было сбоя в  программе «1С».

При декларировании товаров в Республике Беларусь и Республике Казахстан указывается пятизначный код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ, в соответствии с классификаторами таможенных органов, применяемыми в Республике Беларусь и Республике Казахстан, например – 20733.

Пример номера ДТ из РБ: ТТППП/ДДММГГ/ВНННННН

При этом буквы "В" в номере ДТ может не быть, если это не выпуск до подачи ДТ.

Т.о. в счет-фактуре в РФ указываем: 00ТТППП/ДДММГГ/ВНННННН

Вариант 2:

Графа 11 счета-фактуры заполняется при реализации товаров нероссийского происхождения. В то же время при ввозе в Россию товаров из стран – участниц ЕАЭС таможенная декларация не оформляется. А регистрационный номер декларации на товары, оформленной в Республике Беларусь или ином государстве — члене ЕАЭС при выпуске импортных товаров для внутреннего потребления на территории этих государств, не требуется указывать в графе 11 счета-фактуры, см. Письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-07-13/1/53878.

Регистрационный номер нероссийской декларации на товары не нужно указывать и в графе 13 книги покупок, и в строке 150 раздела 8 декларации по НДС, см. Письмо ФНС от 31.07.2017 № СД-4-3/15018.

Т.о., если товар не был растаможен в РФ, а был растаможен в одной из стран Союза (ЕАЭС), то и номера российской ДТ у Вас нет. Одно из писем Минфина от 2012 г. (текст приведен ниже) говорит, что можно проставить ПРОЧЕРК в графе  11.

И хоть судебные решения в пользу участников ВЭД при таком заполнении, есть налоговые органы, которые придираются к этому варианту заполнения Счет-фактуры. Поэтому, если не брать в расчет судебную практику и чтоб НЕ давать повод ФНС  - рекомендую указывать номер ДТ из РБ (стран ЕАЭС), если он у Вас есть. А  если номера ДТ из стран ЕАЭС нет и не можете по запросу получить, можете  или обязать переделать счет-фактуры  из ЕАЭС (РБ),  или ставить прочерки. Т.к. отсутствие номера ДТ, выпущенной не в РФ,  не может быть основанием  для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.


Вариант 3:

Есть мнение, что целесообразно в Счет–фактуре ставить происхождением – Белоруссию . Но это не корректно, товар после таможенной очистки в РБ или в др. сртране Союза, стал  согласно ТК ЕАЭС товаром Таможенного союза, при этом происхождение товара не меняется, информацию можно взять из его маркировки или ДТ в РБ. Беларусь, как и др. страны - участники ЕАЭС с РФ не имеет таможенного контроля внутри Союза, т.о. при пересечении границы таможенная декларация на товары Союза или произведенные в Союзе (она же ГТД/ДТ) не оформляется. Однако, при заполнении графы 10 в программе «1С»,  графу 11 не оставить пустой, программа не позволяет её сохранить, поэтому в номере -  ставить прочерки.

ВЫВОД:

Если Вы получили от Белорусов Счет-фактуру с номером ДТ, то её и переносите, а если там номер не стоит, но Вы за них не отвечаете и поэтому в российской счет-фактуре можете проставить прочерк, а страной происхождения в графе 10 указать товары Таможенного союза.


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 12 сентября 2012 г. N 03-07-14/88

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу оформления счетов-фактур при реализации на территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории Китайской Народной Республики и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, и сообщает.

Согласно пп. "к" и "л" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, в графах 10 и 11 счетов-фактур указываются страна происхождения товаров и номер таможенной декларации. При этом данные графы заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.

На основании положений законодательства Российской Федерации о таможенном деле использование информации о стране происхождения товаров связано с применением мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при таможенном декларировании товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации. При этом в таможенной декларации по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации, указывается страна их происхождения. Поэтому в счетах-фактурах, выставленных при реализации этих товаров на территории Российской Федерации, в графе 10 "Страна происхождения" отражается страна происхождения товаров, указанная в таможенной декларации, а в графе 11 "Номер таможенной декларации" - номер этой таможенной декларации.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" таможенное декларирование и таможенное оформление на внутренних границах Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза отменены, а товары, происходящие с территории государств - членов Таможенного союза, и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств - членов Таможенного союза, признаются товарами Таможенного союза.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Таможенного союза таможенная декларация не оформляется, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории Китайской Народной Республики и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, в графах 10 и 11 следует проставлять прочерк.

При этом необходимо отметить, что указание в счетах-фактурах дополнительной информации нормами Налогового кодекса Российской Федерации не запрещено. Поэтому в случае отражения в счете-фактуре при реализации на территории Российской Федерации указанных товаров в графе 10 счета-фактуры наименования страны происхождения товаров "Республика Беларусь" или "Таможенный союз" оснований для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость по такому счету-фактуре, предъявленному покупателю, не имеется.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

6. Правила формирования номера таможенной декларации (ДТ) в Республике Беларусь, Армении, Республике Казахстан и Кыргызской Республике и России

Правила формирования номера таможенной декларации (ДТ) во всех странах ЕАЭС, как и заполнение граф ДТ регулируется Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»).

Номер таможенной декларации присваивается после подачи и указывается в «Графе А» таможенной декларации.

Правила формирования номера ДТ в графе "A" основного и добавочных листов ДТ:

В первой строке графы указывается регистрационный номер ДТ по следующей схеме:

XXXXXXXX/XXXXXX/XXXXXXX

--------           ------          -------,      где:

1                   2                 3

элемент 1 - код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ, в соответствии с классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах - членах Союза.При декларировании товаров в Республике Армения указывается двухзначный код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ, в соответствии с классификатором таможенных органов, применяемым в Республике Армения.

При декларировании товаров в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике указывается пятизначный код таможенного органа, зарегистрировавшего  ДТ, в соответствии с классификаторами таможенных органов, применяемыми в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике;

элемент 2 - дата регистрации ДТ (день, месяц, две последние цифры года);

элемент 3 - порядковый номер ДТ, присваиваемый по журналу регистрации ДТ таможенным органом, зарегистрировавшим ДТ (начинается с единицы с каждого календарного года). В Республике Казахстан при декларировании ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию товаров, включенных в перечень товаров, в отношении которых применяются пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, и размеров таких ставок пошлин, порядковый номер ДТ начинается с 1 000 000 с каждого календарного года.

Все элементы указываются через знак разделителя "/", пробелы между элементами не допускаются.

Регистрационный номер ДТ вносится (проставляется) в первую строку графы "A" основного и добавочных листов ДТ и в верхний угол каждого экземпляра дополнения, если дополнение используется, и заверяется подписью должностного лица, зарегистрировавшего ДТ, с проставлением оттиска личной номерной печати.

Например:

в Республике Армения: "11/101014/0004455";

в Республике Беларусь: "06532/220211/0001122";

в Республике Казахстан: "50208/220211/0002233";

в Кыргызской Республике: "10302/231214/0005566";

в Российской Федерации: "10226010/220211/0003344".

Под регистрационным номером ДТ в графе построчно указываются сведения об ограничениях по пользованию и распоряжению условно выпускаемыми (выпущенными) товарами в соответствии с условиями заявляемой (заявленной) таможенной процедуры.

В Республике Казахстан и Российской Федерации при декларировании товаров в таможенной процедуре СТЗ в графе "A" основного и добавочного листов ДТ под регистрационным номером ДТ должностным лицом производится запись: "Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)";

Пример формата номера ДТ в счет-фактуре: 88888888/666666/0007777/22

В счет-фактуре указывается номер ДТ с указанием через знак дроби "/" порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ДТ либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров / Перечень товаров/.

Пример формата номера ДТ в РБ:

ТТППП/ДДММГГ/ВНННННН,  где

ТТ - код таможенного органа, который произвел выпуск товаров до подачи ДТ;

ППП - код ПТО, который произвел выпуск товаров до подачи ДТ;

ДД - день выпуска товаров;

ММ - месяц выпуска товаров;

ГГ – две последние цифры года выпуска товаров;

В – русская буква «В» - выпуск до подачи ДТ;

НННННН – шестизначный порядковый номер регистрации обязательства в делах структурного подразделения таможни. Выпустившего товар до подачи ДТ без указания буквенных символов и аббревиатур структурного подразделения, содержащихся в структуре такого номера.

Приимер:

Решение о выпуске принято в ПТО код 06513, дата принятия решения 14.01.2011.

В соответствии приведенной выше структурой в графе А ДТ (и если надо в последующем в Графе 40 ДТ) указывается:

06513/140111/В012128.

Пречень ведомственных пунктов таможенного оформления для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, а также время работы таможенных органов в них утвержден Постановление ГТК Республики Беларусь от 30.05.2014 № 30 «О перечне ведомственных пунктов таможенного оформления и порядке их открытия и упразднения».

Справочник кодов таможен на территории ЕАЭС, в т.ч. Республики Беларусь:

http://www.tks.ru/db/ktam/

http://www.customs.gov.by/ru/pto-ru/

Например, такие номера таможенных органов как -  06533 были в РБ, но их удлиняли, сейчас коды таможенных органов имеют такие номера, на пример: 11206533 - Минск Свободная экономическая зона. Формат номера в графе А бланка ДТ не изменился, номер ДТ в Белоруссии, должен также  иметь дату + порядковый номер ДТ на посту. 

7. Особенности заполнения счет-фактуры при реализации товаров, ранее ввезенных в РФ и подвергшихся вторичной упаковке, в результате которой страна происхождения товаров не изменилась

При реализации товаров, ранее ввезенных на территорию России и подвергшихся вторичной упаковке, в результате которой страна происхождения товаров не изменилась, налогоплательщику при заполнении счета-фактуры необходимо указывать в графе 11 «Номер таможенной декларации» данные таможенной декларации, по которой товары были ввезены в РФ. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 7.04.2017 г. №03-07-09/20667.

Т.о., в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должны быть указаны страна происхождения и номер таможенной декларации товаров, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации (статья 169 НК РФ).


Определение страны происхождения в ЕАЭС регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС и Решениями ЕЭК.

В частности, в Статье 28 ТК ЕАЭС указано:

1. Определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (далее - правила определения происхождения ввозимых товаров).

2. Определение происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляется по правилам, установленным Комиссией, если иные правила не установлены международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или международными договорами государств-членов с третьей стороной (далее - правила определения происхождения вывозимых товаров).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» предусмотрено, Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:

1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.


При этом, в случае если при производстве товара на территории страны используются непроисходящие материалы, такой товар считается происходящим из такой страны при выполнении одного из следующих критериев:

1) в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой (в странах ЕАЭС применяется единая ТН ВЭД ЕАЭС);

2) стоимость непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке или производству в такой стране, не превышает 50 процентов стоимости такого товара на условиях "франко-завод".

8. Особенности применения НДС при договорах на переработку и лизинга в странах ЕАЭС

Положения Протокола 18 Договора о ЕАЭС также применяется в части НДС в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении, вывозимых с территории государства-члена, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства-члена. К указанным товарам не относятся товары, являющиеся результатом выполнения работ по переработке давальческого сырья.

Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговая база по НДС при экспорте товаров при изменении её в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

При вывозе товаров (предметов лизинга) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), по договору (контракту) об изготовлении товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (если такая операция подлежит обложению акцизами в соответствии с законодательством государства-члена) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

Налоговая база по НДС при вывозе с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров (предметов лизинга) по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется на дату, предусмотренную договором (контрактом) лизинга для уплаты каждого лизингового платежа, в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), приходящейся на каждый лизинговый платеж.

Налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, в части, приходящейся на стоимость товаров (предметов лизинга) по каждому лизинговому платежу.

Налоговой базой по НДС при вывозе с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) является стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в учете.

Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.


Курсы и семинары для бухгалтеров


Курсы и семинары для специалистов по таможенным операциям и декларантов

Программы по обучению работе в системе электронного декларирования товаров:


Формы обучения:

· – дневные группы,

· - вечерние группы,

· - организация вэбинаров (дистанционное обучение),

· - индивидуальные занятия.

Кроме того, обратите внимание на наши тематические семинары:

Календарь семинаров, а также дневных и вечерних курсов

ВНИМАНИЕ!

Всем слушателям наших курсов мы предоставляем пакет материалов по теме курса:

· Презентации к курсу лекций, методические материалы и нормативные документы;

· Программное обеспечение для работы с таможней и ВЭД (демо версии программ для заполнения электронных таможенных документов);

· Всем слушателям курсов предоставляется скидка -10% на покупку ПО от разработчика.

Звоните или пишите нам, будем рады Вашим обращениям! 

Место проведения: Невский пр. 22, С.-Петербург

Запись и доп.инфо: +7 981 145 13 68 ( Viber WhatsApp)

mail to: sfera21vek@gmail.com; mail@sferaved.ru 


Ссылка на Академию ВЭД и Логистики «СФЕРА»© обязательна http://sferaved.ru