«СФЕРА» Академия ВЭД и ЛОГИСТИКИ
Раздел 1.Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Перечень вопросов
к разделу

  1. Цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.
  2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). 
  3. Принципы деятельности и система таможенных органов. 
  4. Функции таможенных органов, их задачи, права и обязанности.

Нормативные документы

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет

Видео по теме Раздела

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет

Курсы ВЭД дистанционно видео-уроки

Обработка видео...

ВОПРОС 1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации определены Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") 

 

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности даны в статье 4 Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ.

Законодатель отразил основные принципы государственного воздействия на определяемую сферу, которые представляются исходными, определяющими началами,  способствуют непрерывному и последовательному развитию отечественного нормотворческого процесса, в том числе при восполнении пробелов, решении правовых казусов и толковании норм в области внешней торговли;   создают предпосылки взаимообусловленности внешнеторгового законодательства и торговой политики государства;  формируют методологические требования к правоприменительному процессу в судебной и административной практике;   содействуют развитию внешнеторгового права (отмене старых и принятию новых правил).

 

 1.Первым основным принципом государственного регулирования внешнеторговой деятельности обозначен принцип защиты прав и законных интересов ее участников, а также российских производителей и потребителей товаров и услуг. Эта категория является составной частью защиты экономических и политических интересов России, определенной в качестве одной из целей норм комментируемого Закона (см. ч. 1 ст. 1 Закона). 

2. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, равно как и взаимность в отношении другого государства (группы государств), являются основополагающими принципами международной торговли, обозначенными преамбуле Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (КМКПТ) . Принцип равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности часто применяется в судебной практике

3. Единство таможенной территории РФ, на которой действует единая система таможенного законодательства, предполагает неразрывную связь внешнеторговых и таможенных отношений. То есть на всю сферу внешнеторговой деятельности распространяется единая таможенная политика с запретом внутренних таможенных границ. Исполнение этого требования гарантировано положениями ч. 1 ст. 8 Конституции РФ о единстве экономического пространства. 

4. Согласно Принципам ЮНКТАД 1964 г. взаимность в международной торговле представляет собой:- право государств на учет их интересов при решении вопросов и проблем;- право пользоваться выгодами от торговли, самостоятельно оценивать степень выгодности;- обязанность государств обеспечивать свою выгоду при соблюдении принципов и норм международного права, учитывать интересы других стран при осуществлении своей внешнеэкономической деятельности и участии в торговле;- обязанность не применять в торговле принудительные меры, направленные на извлечение выгоды или ущемление прав других государств;- обязанность государств не обусловливать оказание экономической помощи развивающимся странам требованиями политического и военного характера. 

Следует добавить, что принцип взаимности во внешнеторговой деятельности отражен в положениях ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона о возможном неприменении принципа недискриминации (равенства) при отсутствии взаимных договорных обязательств о благоприятном режиме с заинтересованными иностранными государствами. 

5. Общие принципы добросовестного исполнения обязательств в области внешней торговли являются правовыми постулатами со времен древнеримских максим ("Pacta sunt servanda!" - договоры должны исполняться) и находят свое отражение в положениях ст. 25 - 29 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (КМКПТ) 

Так, согласно ст. 26 КМКПТ заявление о расторжении договора имеет силу лишь в том случае, если оно сделано посредством уведомления другой стороны.В положениях комментируемого Закона неоднократно отражена обязанность выполнения обязательств по международным договорам РФ и осуществления возникающих из этих договоров прав Российской Федерации. В порядке ч. 2 ст. 5 Закона торговая политика РФ основана в том числе на обязательствах, вытекающих из международных договоров РФ. В зависимости или с учетом международных обязательств осуществляется применение норм, обозначенных в ст. 22, 24, 32, 35, 36, 38, 40, 47 Закона 164-ФЗ.В качестве примера организации практической работы по исполнению международных обязательств РФ можно привести Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденные Приказом Минюста РФ от 24 декабря 2007 г. N 249. 

6. Как определено в ст. 1 Закона, целью государственного регулирования внешнеторговой деятельности в том числе является обеспечение благоприятных условий в области внешней торговли с учетом экономических и политических интересов РФ. Обозначив комментируемый принцип выбора мер государственного регулирования, законодатель закрепил обязанность органов государственной власти отдавать предпочтение такому механизму правового регулирования, который эффективен и для лиц, занимающихся торговлей, и для властного аппарата в целом. 

7. Об основах правового регулирования гласного порядка деятельности государства в области внешней торговли, гласном порядке разработки нормативного правового акта, затрагивающего экономические интересы заинтересованных лиц, см. комментарий к ст. 15 Закона.Одним из основных принципов построения демократического государства представляется открытый характер деятельности государственной власти.В настоящее время архаичное требование гласности заменяется институтом информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, как это было обозначено в ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". 

Открытость и свобода доступа к информации о государственной деятельности в целом с учетом необходимых мер конфиденциальности регламентируется массой нормативно-правовых актов, в том числе: 

- женевской Декларацией принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии", принятой 10 декабря 2003 г.;

- Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Советом безопасности РФ 25.07.2007 и распоряжением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212) .- Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

 - Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; 

- Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"). 

Следует добавить, что принцип гласности и открытости во внешнеторговой деятельности также обозначен законодателем в порядке осуществления предотгрузочной инспекции (см. комментарий к п. 1 ч. 7 ст. 28 Закона). 

8. В комментируемом пункте определен принцип обоснованности применения мер государственного регулирования, который неразделим с требованием прагматичности внешнеэкономической деятельности в целом (см. комментарий к ч. 1 ст. 1 Закона). При этом целесообразность любых властных мероприятий должна быть подтверждена (обоснована) результатами теории и практики.Требование объективности необходимо в любом направлении государственной деятельности. Снижению количества индивидуально неверных решений способствует экспертно-консультационная и научно-исследовательская деятельность привлекаемых организаций при разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 

9. Об участниках внешнеторговой деятельности см. комментарии к п. 27 ст. 2 и ст. 10 Закона.Комментируемый принцип предполагает отсутствие неоправданного вмешательства и нанесения какого-либо ущерба участникам внешнеторговых отношений. Иными словами, любое воздействие государства на внешнеторговую деятельность должно быть вызвано соразмерной необходимостью. При этом любое нанесение ущерба добросовестным интересам участников внешней торговли должно быть компенсировано.Необходимость этого требования продиктована конституционными гарантиями осуществления внешнеэкономической деятельности, в частности положениями ч. 1 ст. 34 Конституции РФ (подробнее см. комментарий к ч. 1 ст. 1 Закона). 

10. Учитывая наличие иностранного элемента во внешнеторговых отношениях, логично включение требования обеспечения безопасности государства в принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Такая необходимость также закреплена в Конституции РФ, в ч. 3 ст. 55 которой указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.Также отметим, что в порядке ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности":1) безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;2) жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства;3) основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.Об особенностях правового регулирования внешней торговли продукцией военного назначения и товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения см. комментарий к ч. 3 ст. 1 Закона. 

11. В комментируемом пункте законодатель обозначил принцип защиты прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности от посягательств и злоупотреблений, которая гарантирована положениями ст. 46 Конституции РФ:- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;- решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;- каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.При этом непосредственное право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица, участвующих в регулировании внешнеторговой деятельности, обозначено в ст. 18  Закона 164-ФЗ. 

12. Принцип единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, который логично предполагает единообразное применение видов и форм этого регулирования с учетом единой таможенной территории при достижении целей единой внешнеторговой политики в результате деятельности органов государственной власти, а также во внешнеторговой деятельности органов местного самоуправления.Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как и другие принципы, следует из конституционных гарантий, в частности о едином экономическом пространстве (см. ст. 74 Конституции РФ). 

13. Последним принципом государственного регулирования внешнеторговой деятельности законодатель определил единство применения на территории РФ всех методов, обозначенных в комментируемой статье. То есть при регулировании внешней торговли невозможно следование только одному или нескольким принципам. Достижению целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности способствует только совокупное использование обозначенных принципов.

ВОПРОС 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Полный перечень принципов перемещения товаров и транспортных средств был сформулирован в Таможенном кодексе РФ, который действовал до 2010г. Статья 12 ТК РФ «Перемещение товаров (в том числе валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу» 

 1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. 

 2. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей регулируется валютным законодательством Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Кодексом. 

 Однако с введением в действие ТК ТС, ранее сформулированные принципы нашли отражение в статье 94 ТК ТС «Принципы проведения таможенного контроля». 

 Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля (ТК ТС). 

 1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.(Дополнительно см. Технологию организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства РФ, утвержденную распоряжением ФТС России от 16 июня 2015г. N172-р) 

 2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. (Дополнительно см. Регламент действий должностных лиц структурных подразделений Управления и таможен при разработке, утверждении и применении срочных профилей рисков и ориентировок, утвержденный приказом Центрального таможенного управления от 14 октября 2011 г. N 736) 

 3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. 

 4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями). 

 5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. 6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

ВОПРОС 3. Принципы деятельности и система таможенных органов

 

ВОПРОС 4. Функции таможенных органов, их задачи, права и обязанности

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет

Контрольные вопросы по теме

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет

Тест по теме

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет